Е.Кузнецова,ИСТОРИЯ ВОДИ, 2004
|
Применительно к освещенной письменными источниками эпохе конца XV-XVI вв. мы сталкиваемся с интереснейшим историческим феноменом - наличием, с одной стороны, традиционной и достаточно консервативной местной культуры, а с другой стороны - теснейшим образом связанной с русскими землями, развитой и прогрессивной для своего времени экономикой, весьма значительное место в которой занимали железоделательное и кузнечное производства. Несомненно, что древности этого региона еще требуют дальнейшего изучения.
Е.А.Рябинин, "Н.К.Рерих и археология Ижорского плато (ретроспективные заметки)"
Водь является древнейшим из известных народов Ленинградской области. Современная наука полагает, что наряду с ливами и южными эстами этот народ сформировался примерно во второй половине I тысячелетия до нашей эры. Самоназвание народа - "ваддя", "ваддялайзыд" или "маавячи" - переводится как "народ этой земли". Сами вожане всегда считали себя "старожилами этой земли", поселившимися здесь прежде всех других народов. К сожалению, этот народ до сих пор получил официальное признание только на бумаге и, как многие коренные народы, продолжает упорную борьбу за существование, полагаясь только на собственные силы и упорство. Но, как бы ни хотелось некоторым исследователям объявить водский народ "вымирающим" или представить нынешнее (по официальным данным) положение дел следствием его "естественной" ассимиляции и "изначальной" малочисленности, народ продолжает жить. И это несмотря на то, что на протяжении всей истории водь терпела постоянные бедствия и лишения, а также неоднократно подвергалась физическому и культурному геноциду, не прекратившемуся и в наши дни. Историю этого народа пытаются всячески исказить или не упоминать о нем вовсе, т. к. иначе пришлось бы пересматривать всю историю этого региона и признать, что до сих пор выводы историков просто-напросто противоречили историческим фактам и источникам.
Что же является неправдой в той истории водского народа, которую нам всегда рассказывали? Во-первых, придется забыть о "приюте убогого чухонца" и "отсталых финских племенах", которых усиленно просвещали и учили все кому не лень. Уже в первом тысячелетии нашей эры водь занималась земледелием подсечно-огневого типа, животноводством, охотой, рыболовством, владела развитыми ремеслами. Судя по погребениям, несущим отрывки богатой культуры и свидетельствующим об обширной территории проживания, водь была многочисленным и процветающим народом. Позже сами вожане говорили, что предки их были "бранноохотны и храбры". Дело в том, что водская земля всегда была очень важна в стратегическом плане и поэтому была притягательна для разнообразных захватчиков. Например, Новгородская земля была полностью лишена запасов металлического сырья, которое добывали и обрабатывали в Водской земле. По данным писцовых книг, в северо-западной части Водской пятины насчитывалось свыше 200 домниц, тогда как на территории Новгородской земли их были единицы. Также через территорию расселения води проходили важнейшие торговые пути, лежавшие с востока на запад на юго-восточном побережье Финского залива. В конце XIII века по Неве был проложен Волжский торговый путь, а по рекам Луге, Мшаге, Шелони - еще один торговый маршрут. В том же XIII в. образовался Союз северогерманских торговых городов (Ганза), в который вошли и такие крупные города, как Таллинн, Тарту, Пярну и Новгород. Появилось особое административно-политическое образование - "Вочьская сотня" - исторически засвидетельствованное с 60-х гг. XIII в., или "Вотская (Водская) земля", упоминаемая в летописях с начала XIV в. В XIII в. населённые водью территории простирались от реки Нарвы до реки Ижоры и от Финского залива до города Гдова. Кроме того, с XIII в. летопись фиксирует еще одну группу населения - "чудь" или "чудцу", обитавшую наряду с "вожанами" в районе Копорья. В переписных книгах рубежа XV-XVI вв., составленных после включения края в состав Московского государства, отмечены особые погосты "в Чуди" (Толдожский, Опольский, Радчинский), располагавшиеся к западу от Ижорской возвышенности. В XVIII веке водь также была известна у окрестного русского населения под общим наименованием "чудь" или "чудины".
Во-вторых, ни о какой ранней ассимиляции или о изначально малочисленном и редком населении не может быть и речи, если взглянуть на факты. Так, по сведениям одного письменного источника, на новгородском вече говорили главным образом "по-чудски". В 1215 году мороз побил озимые и случился страшный голод, поразивший всю Новгородскую землю. Летопись не сообщает ни о ком, кроме вожан: "Вожане помроша, а останъке разидеся". (Многие исследователи, недовольные этим упоминанием, пытаются объяснить это тем что, мол, был неурожай, и это особенно ударило по сельскому водскому населению, забывая, что у вожан никогда земледелие не было основным и единственным средством пропитания, т. к. в Водской земле просто невозможно вырастить урожай, которого хватило бы на целый год.) С удивительной точностью воспроизводит самоназвание водского народа документ XIII в. "Слово о погибели Русской земли": "...буртаси, черемиси, вяда и моръдва бортньичяху (платили дань медом) на князя великого Володимера". (Правда мало кто из исследователей знает, как звучит самоназвание води (ваддя), и в комментариях его часто пытаются притянуть к "одному из племен" мордвы (?) или каких-либо других уральских финно-угров.) Источник 1330 г. приводит несколько имен (или прозвищ) местных крестьян, одно из которых Чудас Вадй. Остальные имена тоже не являются славянскими. В 1432 г. сообщают, что шведские шпионы, проходя через Финляндию, переодеваются в "местную водскую одежду", чтобы не быть узнанными (для чего бы это, если вожан так мало?). Немецкие источники 1544 г. упоминают об Ивангородских "русских" (т.е. православных) - что они владеют "не немецким" лучше, чем русским. В "Письме Магистрата" от 26 апреля 1549 г. Нарвский магистрат просит, чтобы проповедника герра Балтцера вернули в Нарву, а то если его не будет, то все прихожане уйдут в Россию и "забудут лютеранскую веру" т.к. они все "русские ватты". Никоновская летопись, перечисляя народы, живущие около Васкнарвы, в 1558 г. не упоминает русских, но говорит о народе Баты…
Первым упоминанием о водском народе считается летописное свидетельство об участии води в походе полоцкого князя Всеслава на Новгород в1069 г. Войско было разбито и многие вожане погибли. В середине XII в. (1149 г.) водь сражается вместе с новгородцами с племенем ямь. Между 1164 и 1181 годами появилась булла римского папы Александра III, адресованная шведскому епископу Стефану, призывающая обратить в христианство "язычников ватландцыев". В 1225 г. два немецуих феодала из Эстонии сообщают папе о желании корелы, ижоры и води креститься по католическому обряду. В 1230 году римский папа Григорий IX приказывает шведскому архиепископу запретить всем христианам под страхом отлучения от церкви возить язычникам-вотландцам оружие, железо и деревянные изделия, "дабы Вера Христова не была искоренена врагами ея". В 1237 году следует новая булла римского папы, в которой он велит сделать воззвание о крестовом походе против язычников и их союзников русских. Зимой 1240-41 гг. в Водскую землю вторгаются ливонские крестоносцы и основывают крепость в погосте Копорье. В 1241 г. Александр Невский, организовав ополчение из новгородцев, ладожан, корелы и ижоры, отбил у захватчиков Копорье и казнил перешедших на сторону немцев вожан с чудью. В 1255 г. из Водской и Ижорской земель, а также Корелии была создана новая епархия католической церкви главой которой был назначен гамбургский священник Фридрих Газельдорф, получивший звание "епископа Карельского". В 1260-х гг. в "Уставе о мостех" Ярослава Мудрого впервые встречается термин "Вочская сотня". В 1338 году шведы из Выборга нападают на Водскую землю. Но оборона была хорошо организована и поэтому шведы, "не взяша ничто же" были вскоре разбиты гарнизоном крепости Копорье. В 1348 году шведский король Магнус с большим войском вторгся в новгородские владения и начал крестить вожан. Часть их покоряется, но другие организовывают сопротивление, которое было подавлено. В 1384 г. новгородцы основали город Яму (Кингисепп). В 1397 году немецкий отряд атаковал Водскую пятину и опустошил окрестности Ямы. В 20-х годах XV века магистр Ордена Финне неоднократно вторгается в Новгородские владения, сжигает Яму и захватывает много пленных в Водской земле. В 1440-е гг. Ливонский Орден увел с собой захваченных водских пленников в район г. Бауски, где требовалась рабочая сила для постройки замка. После завершения строительства вожане расселились в окрестностях Бауски и стали фермерами. Процесс ассимиляции не был очень быстрым - по приблизительным оценкам в середине XIX века в Латвии насчитывалось около 1000 вожан.
В 1478 г. Московское великое княжество захватило Новгород, разделив его земли на пять административных единиц, одна из которых стала называться "Водской (Вотской) пятиной". В 1484 и 1488 большое количество вожан были переселены в Центральную Россию, а взамен были привезены русские колонисты.
После поражения Руси в Ливонской войне и подписания Столбовского мира (1617 г.) на протяжении почти целого столетия Водская земля была частью Швеции. Эта область, границами которой назначены были Ладожское озеро и впадающая в Нарову река Плюсса, исстари отделявшая Гдовский край от Ивангородского, - соединена была как в гражданском, так и в церковном управлении с частью Эстляндии. Местопребыванием губернатора, а впоследствии и суперинтенданта сделалась Нарва, как важнейший город этого края. Вскоре приняты были меры к оживлению в Прибалтийской стороне торговли и промыслов. Намерением короля Густава II Адольфа было привлечь торговлю из Саволакса и Карелии в южные пограничные города, с тем, чтобы придать им больше важности и увеличить их средства к обороне: потому он и предоставил им портовое (стапельное) право. Еще на сейме 1617 года к числу шведских городов, которым дозволялось отправлять за границу собственные свои корабли, присоединены были Нарва, Ивангород, Яма, Копорье, Кексгольм и Орешек. В составленном 1693 году отчете о внутреннем состоянии королевства, Нарва и Ниеншанц упоминаются в числе городов, где строились хорошие и красивые корабли, причем показано, что, как в Ниеншанце, так и в Нарве, устроены были превосходные пильные заводы, получавшие лес из России.
В годы Северной войны (1700-1721 гг.) этот край вновь сменил хозяев, после тяжёлых битв царь Пётр Великий основал на его землях город Санкт-Петербург (1703 г.), а большое количество води было выслано в Казань.
После Северной войны и побед Петра Великого вся Россия была поделена на восемь губерний, и южный берег Финского залива стал частью Ингерманландской губернии. Участки земель по побережью были подарены Петром I своим приближенным. Первым генерал-губернатором Ингерманландской губернии был светлейший князь А.Д.Меншиков, он также владел деревнями Липово и Керново. Деревня Ручьи в 1707 г. была подарена сенатору, сибирскому губернатору А.М.Черкасскому, который завещал ее своей дочери, в замужестве графине Шереметьевой.
Во второй половине XIX в. в России после отмены крепостного права начался экономический подъем. Всегда существовавшие в Водской земле крестьянские промыслы, особенно рыболовный, заметно расширились и стали активно развиваться, например, каботажное (грузовое) мореходство. Развитие его потребовало специалистов-мореходов: лоцманов, капитанов. Возникла идея создания мореходной школы, которая была открыта в деревне Устье в 1886 г. при повсеместной поддержке крестьян, чьи сыновья и стали учениками этой школы. В ней училась крестьянская молодежь - дети рыбаков южного побережья. До крестьянской реформы 1861 г. местные крестьяне работали на помещичьей земле или на заводах, фабриках помещиков же. Некоторые платили "оброк", занимаясь промыслами. После реформы увеличилось количество рабочих на стекольных заводах, которые с конца XIX века принадлежали Северному стекольному промышленному обществу. Крестьяне уходили на заработки и в Санкт-Петербург (Петроград), Кронштадт, искали также возможность заработать на местах. Существовали мелкие промыслы - плотницкий, гончарный, сапожный, печной, ходили на лесозаготовки, сплавляли лес, вывозили его на лошадях, возили дрова в Санкт-Петербург, Кронштадт, Ораниенбаум.
При советской власти часть водских крестьян была депортирована, а оставшихся насильно загнали в колхозы. Водь ограничивали в использовании лодок, ловле рыбы, развитии домашних ремесел. Всё это вынуждало людей уезжать в города. В 20-х г.г. двадцатого века в район расселения води приезжает экспедиция Д.Золотарева. После публикации экспедиционных материалов все участники экспедиции были репрессированы, а вслед за этим начались направленные репрессии водского народа. С 1937 г. водь перестали включать в перепись населения.
Во время Второй Мировой войны из-за близости водских территорий к Ленинграду они оказались на линии фронта. При отступлении немецких оккупантов водь, так же как финны-ингерманландцы и ижорцы, была эвакуирована в Финляндию. Только из трех деревень (Лужицы, Пески и Краколье) было вывезено 800 человек. После войны возвращавшихся на свои земли жителей советские власти расселяли по всей стране, и лишь после 1956 г. некоторые из них смогли вновь вернуться на родину, но к тому времени в их домах уже по большей части жили другие люди.
Многим удалось все же вернуться в родные деревни. Казалось, самое страшное позади. Но неожиданно вожане стали заложниками все того же стратегически важного расположения своей земли. Несколько лет назад на территории компактного проживания води началось строительство Усть-Лужского порта. Как сказал мой знакомый вожанин: "Сначала у нас отняли лес, теперь отняли море!" Народу, который веками жил рыбной ловлей, чьи дома находятся на берегу Финского залива, теперь преграждают туда путь железный забор и охрана. Старую каменную пристань, сложенную руками отцов, дедов и прадедов засыпали и разровняли. Загадочные каменные круги на берегу, до которых так и не добрались исследователи, срыты экскаваторами. Ирригационные каналы, отводившие воду из леса и с полей тоже перерыты, в результате чего вся местность постепенно заболачивается. "Белый" сосновый бор срублен и оставлен гнить. Мне рассказали как местный старик-вожанин, сходив в лес, пришел домой, слег и все повторял: "Варвары, варвары"…
В 2003 году вышла книга из серии "Народы и культуры", посвященная прибалтийско-финским народам. Вот цитата из главы "Водь и ижора": "…В наши дни эти народы столь невелики по численности, что при переписи 1989 г. водь вообще не вошла в официальные сводки, а ижорцами себя назвали около 700 человек. Они причислены в настоящее время к малым народам России, которым предоставляются определенные льготы и на сохранение культуры которых обращено особое внимание…"
Зачем что-то делать, если можно просто написать, что это уже сделано... и успокоиться?
Е. Кузнецова
Список используемой литературы:
1.Финно-угорские племена в составе древней Руси: К истории славяно-финских этнокультурных связей: Историко-археологические очерки. Е.А.Рябинин. СПб.: Издательство С-Петербургского университета, 1997.
2.Вотская и Ижорская земля Новгородского государства. С.С.Гадзяцкий,"Исторические записки", Изд. Ак. Наук, 1940.
3.Историческая география летописной Руси, В. И. Паранин. "Карелия", Петрозаводск, 1990.
4.Известия о Петербургском крае до завоевания его Петром Великим. Я.К. Грот (1845 -1890). журнал "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости", 2003.
5.Южный берег Финского залива. Историко-этнографический очерк. В.П.Того.
6.Vadjalastest Narvas 1549 aastal. P.Ariste. Keel ja kirjandus 9, 1958.
7.Votic graves in North-East Estonia (9th - 16th centuries AD). P.Ligi. Munasaga teadus 2. Eesti teaduste akadeemia ajaloo instituut. Tallinn 1993.
8.Vadjalaiset ja izurlaiset XVIII saj. lõpul. E.Öpik. Etnografiilisi ja lingvistilisi materiale Fjodor Tumanski Peterburi kubermangu kirjelduses. Tallinn, 1970.
9.The Finno-Ugric World. Editor-in-Chief: György Nanovfszky. Teleki Laszlo Foundation, Budapest, 2004.
|
|