Начальная страница

Водский музей

Экспонаты

Водский язык

Водский проект

Библиотека

Гостевая книга


English Eesti Suomi Русский


New votic site vatland.ru

Музыкальные инструменты води


Isä pillinä piteli
Vello kantõ kantõlõna
Pantu pilli piina päälle
Katõlõ kammari ovele

(П. Аристэ. Водские песни и их язык. На водском и эстонском языках Таллинн. 1986. Стр. 35. 14.11.)


До настоящего времени внимание исследователей водской музыки было направлено в основном на изучение песенной традиции.

Водская инструментальная музыка остается малоисследованной. В отличие от вокальной, она редко фиксировалась в экспедиционных аудиозаписях. В них, правда, можно встретить рассказы информантов о бытовании какого-либо инструмента, но не о его строе и исполняемых на нем мелодиях. Описанию двух водских музыкальных инструментов были посвящены статьи И.Тынуриста.

Довольно противоречивые сведения о музыкальных инструментах води можно почерпнуть в этнографических работах конца XVIII века. Согласно Ф.Туманскому, описавшему население Петербургской губернии в 1789 г., у води не было принято играть на музыкальных инструментах, а свадьбы сопровождались песнями и плясками под голос; только в некоторых случаях звали на праздник эстонца с волынкой. Ф.Р. Трефурт в своем труде «Von den Tschuden» («О чуди», Рига, 1783), напротив, пишет, что на волынке играли весной во время праздника в честь первого улова, а также на праздник Хларина (Фрола и Лавра) и на свадьбу «где угощаются, пьют и танцуют под волынку». Л.Цетреус в своих материалах о водской свадьбе, собранных им в 1780-х г.г. и опубликованных финским историком Х.Г.Портаном в 1802 г., приводит название водской волынки – rakkopill. М.Гютри в «Diesertations sur les antiquites de Russie» (Спб, 1795) дает довольно подробное описание волынки, бытующей у финского населения берега Балтийского моря и называемой pilias.

В настоящей статье мы сделаем первую попытку описания всего корпуса водских музыкальных инструментов. Нами использованы как письменные источники, так и экспедиционные материалы исследователей П.Аристе, Э.Эрница, Н.Кирсанова, М.Муслимова, а также сведения, собранные непосредственно энтузиастами Обществом Водской Культуры у водских информантов в течение последних нескольких лет.

Кантеле нач. 20 в. из д.Краколье, фото музея д.Лужицы

Kannõl (канныл), kantel’(кантель), kannõla (канныла), kannõlõ (каннылы), kantõlõ (кантылы) – так называли по-водски кантеле – легендарный инструмент финского эпоса Калевала. Для изготовления этого инструмента использовались разные сорта дерева: сосна, ель, берёза и осина. Конструкция инструмента могла быть самой разнообразной: из одного куска дерева с верхней выборкой, из одного куска дерева с нижней выборкой, а также с боковой выборкой. Выборки закрывали тонкими дощечками. Струны с одной стороны крепились к деревянным колкам, с другой – к железной скобе или к прутку, который прибивали к деке или вставляли в деревянные бортики. Старые инструменты имели 5-6 струн, более поздние – 7, 8 и даже 9. Согласно экспедиционной записи Э.Эрница (1981 г., информант К.Ефимов) у водского кантеле был один бас. Струны были покупные или плелись из медной проволоки. Широкий конец инструмента часто заканчивался завитком, в котором было отверстие для шнура. Отверстия в деке, как и другие декоративные элементы, имели разный вид и положение.

О технике игры данных мало. Судя по всему, была распространена техника «аккордов» – пальцами левой руки прижимали струны, чтобы часть из них не звучала, а правой рукой резко проводили по ним. Инструмент ставили горизонтально на колени или на стол короткой стороной к себе.

Аркаша Боранов (водский ансамбль "Линнуд" из школы д.Краколье) играет на кантеле. д.Лужицы. 2005.



До второго пожара в экспозиции Водского музея можно было увидеть водский кантеле. Он имел 7 одинарных и две сдвоенные басовые струны. Конструкция с боковой выборкой неизвестна в Прибалтике, но хорошо известна у вепсов и карел. Кантеле передал в музей Андрей Лейман. Инструмент принадлежал водской семье Яковлевых (род с прозвищем «карабулли» – «жёлтая кувшинка»), живших в д. Краколье – на чердаке их дома он и был найден.

Можно предположить, что инструмент имел и более старое название, т.к. прозвище кантелиста из д. Лужицы Крисанорова Василия Нестеровича было «Кризя» (от этого прозвища и пошла их фамилия), что очень похоже на удмурдское название инструмента аналогичного кантеле – «крезь». (В.Владыкин. МОН. Ижевск, 2003. Стр 175.)

В начале 20 века в д. Лужицы было 7 кантелистов. М.Царькова из д. Лужицы рассказывала, что «в нашем конце было 5 каннэлта, а в Глиняном конце было 2 каннэлта» и только один гармонист. В д. Лужицы хорошо играли на кантеле Кронни Никон (Миронов Никон Ефимович) и племянники Кризя Вазя (Крисанорова Василия Нестеровича) – Иво Волё и его сестра Федоска. Каждый кантелист изготовлял канныл для себя сам.

Согласно некоторым информантам раньше на кантеле никогда не играли под песни и танцы. Е.Дорохова из Песков сообщала, что «в старые времена, когда играли, не пели, но танцевали кадриль и ланце». В Лужицах молодые люди собирались на посиделки, где играли на кантеле и пели. М.Царькова говорила, что под кантеле пели водские руны и церковные песни. Кроме того, М.Царькова играла в ансамбле кантелистов из 4-х человек, собиравшихся у нее во дворе.

Кантеле считался семейным инструментом, его держали дома. Считали, что этот инструмент сделал Бог. П.Емельянова и М.Царькова – обе подчёркивали, что это божественный инструмент. Ему приписывали магическую силу. М.Царькова говорила: «Надо играть на кантеле, чтобы чёрт ушёл». Кантеле вешали в жилой комнате на стену или косяк двери в качестве оберега.

К сожалению, инструмент из экспозиции Водского музея погиб во время второго пожара 16 сентября 2006 года. Осталась его копия, сделанная Санкт-Петербургским реставратором В.Мараевым.

Волынка из книги М.Гютри, «Diesertations sur les antiquites de Russie»

Rakkopilli (rakko - пузырь, pilli - дудка) – волынка. Состояла из воздушного резервуара, вдувной и игровой трубок, которые делали из тростника или ивы. Количество игровых отверстий на мелодической трубке точно неизвестно. Согласно некоторым свидетельствам с наружной стороны было четыре отверстия и одно для большого пальца с обратной стороны. По сведениям И.Тынуриста воздушный резервуар делали из свиного пузыря или собачьей шкуры, а басовая (бурдонная) трубка отсутствовала. М.Гютри приводит рисунок волынки с одним бурдоном. Есть сведения, что исполнитель одновременно с игрой на волынке мог использовать наполненный горохом мешок волынки в качестве ударного инструмента. Был даже вариант rakkopilli который использовался только как ударный инструмент - так А.Н.Черная (урожд.Филатова, д.Лужицы) вспоминает что когда она была ребенком ее отец, Николай Михайлович Филатов, делала трещотку из свиного пузыря (внутрь пузыря насыпался горох а сам пузырь привязывался на палку) и называл ее rakkopilli.

На видео - совместное исполнение кадрили из д.Лужицы на современной версии водской волынки rakkopilli (Е.Кузнецова), эстонской волынке torupill (Л.Барбо) и бубне (А.Соколов).



Волынка была распространена как обрядовый инструмент, используемый на свадьбах и для исполнения танцевальных мелодий на праздниках и гуляньях. С.Кузьмина в 1942 г. сообщала, что в водских деревнях играли на волынках на Троицу. Согласно Ф.Туманскому, описавшему население Петербургской губернии в 1789 г., у води не было принято играть на музыкальных инструментах, а свадьбы сопровождались песнями и плясками под голос; только в некоторых случаях звали на праздник эстонца с волынкой. Ф.Р.Трефурт в своем труде «Von den Tschuden» («О чуди», Рига, 1783), напротив, пишет, что на волынке играли весной во время праздника в честь первого улова, а также на праздник Хларина (Фрола и Лавра) и на свадьбу «где угощаются, пьют и танцуют под волынку». Л.Цетреус в своих материалах о водской свадьбе, собранных им в 1780-х г.г. и опубликованных финским историком Х.Г.Портаном в 1802 г., приводит название водской волынки – rakkopill, а М.Гютри в «Diesertations sur les antiquites de Russie» (Спб, 1795) дает довольно подробное описание волынки, бытующей у финского населения берега Балтийского моря и называемой pilias.

Rookopilli из частной коллекции музыкальных инструментов Е.Кузнецовой

Rookopilli (rooko – тростник, камыш) – шалмей из тростника или камыша с вырезанным на верхнем конце пищиком и несколькими грифными отверстиями.

Pajupilli (paju - ива) – флейта из коры вербы или ивы. Инструмент сезонный, изготовлялся весной в период активного сокодвижения у деревьев, когда кора хорошо отслаивается. Отрезали веточку чуть больше необходимой длины и вынимали сердцевину, поколачивая по веточке, чтобы кора лучше отходила. Из сердцевины вырезали пробку для свистка, вставляли обратно в трубку и вырезали в коре свистковое отверстие. Затем делали 2-3 грифных отверстия. Pajupilli в основном считается детским инструментом.

Kukkopilli из музея д.Лужицы

Kukkupilli, pillikukko, savvipilli (kukkua – куковать, kukko – петух, savi – глина) – детская глиняная окарина в виде птички. В коллекции Водского музея д. Лужицы находилась глиняная свистулька без грифных отверстий.

Pyypilli (pyy – куропатка) – охотничий манок. О его конструкции пока нет точных сведений.

Sarvipilli, sarvi – пастушеский рог, изготавливающийся из полого коровьего рога. Мог иметь несколько грифных отверстий.

Truba из частного музея В.П.Бабкиной, д.Монастрырьки

Тruba, druba – пастушеская труба. Изготавливается из ствола можжевельника методом продольного раскола. Амбушюрное отверстие вырезанное на узком конце (по словам информантов – размером с советскую 5-10 рублевую монету). Инструмент имел две разновидности: натуральный и с грифными отверстиями, одно из которых делали с тыльной стороны. Иногда к выходному отверстию прикрепляли раструб из коровьего рога «чтобы было больше голоса».

Tolo, изображение из Эстонского Национального музея.

Tolo, dolo, drolli (от водск. tolotta, drolisa – бренчать) – деревянный бубенчик или било. Существовало две его разновидности. Первая представляла собой доску, деревянный или жестяной бубенчик (с языком или без), позднее – фрагмент железного рельса, который вешали на столб или толстый сук дерева. Этот инструмент используемый для сбора жителей деревни. Вторая – небольшой жестяной бубенчик с языком, который подвешивали на шею скотине.

Колотушка, изображение из Эстонского Национального музея.

Kolotuška – било, колотушка ночных сторожей. Представляла собой деревянную доску небольшого размера (ок. 15 см.) с ручкой. Звук извлекался с помощью кусочка дерева или деревянного шарика, прикрепленного к колотушке веревкой или скобой.

Саратовская гармонь с колокольцами нач.XX в. из частной коллекции музыкальных инструментов Е.Кузнецовой

Garmon’i, garmoška – гармоника как фабричного, так и собственного изготовления. Гаурила Агафонов (д.Лужицы) в 20-х г. XXв. делал гармони и был первый кто начал обучать игре на этом инструменте местныйх парней. Играли и на старых саратовских «пианинных» гармонях с колокольцами. Сейчас играют на тульских или вологодских хромках, некоторые информанты предпочитают именно вологодские. Также популярен аккордеон – «большая гармошка», баян используют реже. Гармоники были до последнего времени очень популярны на праздниках, для сопровождения танцев, песен. По словам П.Емельянова «старые люди говорили, что кантеле был инструмент Бога, а гармонь – это уже другое». В настоящее время гармонь – самый распространенный инструмент в водских деревнях.

Кроме того, есть сведения о бытовании других фабричных инструментов (обычно их покупали в Петербурге или Нарве) – скрипки, балалайки, мандолины, гитары. Есть также сведения об использовании "trummu" - военного строевого барабана.

Е.Кузнецова, 2011.

Экспонаты виртуального водского музея - музыкальные инструменты.
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz