Начальная страница

Водский музей

Экспонаты

Водский язык

Водский проект

Библиотека

Гостевая книга


English Eesti Suomi Русский


New votic site vatland.ru

Финно-угорские племена в составе древней Руси: К истории славяно-финских этнокультурных связей: Историко-археологические очерки. СПб.: Издательство С-Петербургского университета, 1997.

Е. А. Рябинин, Водь. Исторические сведения о води.


История води, этноним которой отразился в названии Вотской (Водской) земли Великого Новгорода, а позднее был перенесен на одну из новгородских пятин, скупо освещена письменными источниками. Впервые это племя упомянуто под 1069 г. в связи с внезапным нападением полоцкого князя Всеслава на центр Новгородской земли "...Приде Все[слав] к Новгороду; новгородци же поставиша полк противу их, у Зверинця, на Къземли; и пособи Бог Глебу князю с новгородци. О, велика бяше сеца Вожаном, и паде их бещисльное число" (НПЛ, 1950, с.17]. Таким образом, исторически засвидетельствованный начальный этап славяно-вод-ских контактов выразился во враждебных по отношению к Новгороду действиях группировки, обитавшей на северо-западном порубежьс Руси. А.Н.Насонов обратил внимание на то обстоятельство, что Всеслав незадолго перед упомянутым событием был изгнан из Полоцка и, следовательно, он пришел в "Водь" не "со всею Полоцком областью, а в лучшем случае с небольшим числом личных дружинников. Очевидно, что ни о каком принуждении к нападению на Новгород не могло быть и речи" [1951, с.80]. В военном столкновении 1069 г. исследователи усматривают реакцию чудского племени на смену системы новгородско-водских отношсний [Гадзяцкий С.С.. 1940, с. 102]. стремление води освободиться от намерения Новгорода распространить на нее дань [Куза А.В., 1975, с.183].

Следующее упоминание об этой группировке относится к 1149 г.: "На ту же зиму придоша Емь на Водь с ратью мало не в тысящи; и услышавъше новгородьци любо и 500 с Водью, идоша на них, и не упустиша ни мужа" [НПЛ, 1950. с.28)1.( 1 В Софийской первой летописи вместо слов "с Водью" значится "с воеводой". Но такая смена, как полагает С.С.Гадзяцкнй, вызваиа, скорее всего, тем, что составитель более поздней Софийской летописи не понял выражения первоисточника [1940, с.102]. Впрочем, в любом случае остается несомненным сам факт похода новгородцев для защиты водской территории.) Таким образом, через 80 лет источники фиксируют уже совместное выступление новгородцев и води против вторгшегося н пределы водского расселения крупного отряда финской еми. Этот факт может свидетельствовать о завершившемся к середине XII в. переходе води в вассальную зависимость от Новгорода [Куза А.В.. 1975. с.183].

Позднее упоминания о "язычниках вотландцах" появляются в западных источниках. В папских буллах второй половины XII - первой половины XIII в. они названы среди языческих народов северо-западных территорий: "pagani carelie, ingrie et watlandie" [Кеппсн П.И., 1861, с.81-82].

Сведения о води и Водской земле содержатся и в русских источниках XIII в. Так, при описании голода, поразившего всю Новгородскую "область" в 1215 г.. летопись лаконично сообщает: "Вожане помроша. а останъке разидеся" [НПЛ, 1950, с.54]. Хотя голодные годы и не были исключительным явлением в Новгородской земле (с 1054 по 1228 п. С.М.Соловьевым отмечено семь летописных извес тий такого рода), по-видимому, именно 1215 г. оказался наиболее бедственным и тяжелым для вожан, заметно отразившимся и на этническом составе обитателей рассматриваемою региона (Со-ловьев С.М.. 1911. стлб.707-708].

Зимой 1240/41 гг.. ливонские крестоносцы вторглись в пределы западных владений Великого Новгорода: "Той же зимы придоша Нъмци на Водь с Чюдью, и повоеваша, и дань на них възложиша, а город учиниша в Копорьи погосте" [НПЛ, 1950. с.78]. В 1241 г. Александр Невский, организовав ополчение из новгородцев, Ладожан, корелы и ижоры, прежде всего отбил у захватчиков Копорье, а "Вожан и Чюдцю перъветники извеша" [там же]. Впервые письменные источники фиксируют наличие в районе, территориально тяготеющем к будущему центру всей Водской земли - Копорью, явно отличающихся в этническом отношении групп местного населения - вожан и чуди.

Исторические данные позволяют заключить, что к XIII в. завершилось включение земли води в собственно новгородскую "волость" - основную территорию Великого Новгорода |Куза А.В., 1975, с.178]1.( 1 Реакцией на новую систему отношений Новгорода с северо-западными иноязычными федератами и явилось, вероятно, отмеченное летописью сепаратистское выступление "вожан и чудцы переветников" в начале 1240-х гг.) В уставе князя Ярослава "о мостех". датируемом 60-ми п. XIII в. (Янин ВЛ., 1977, с. 116), впервые названа среди девяти особо поименованных основных районов Новгородской земли "Вочьская сотня" (Древнерусские..., 1977, с. 150]. Во время столкновения новгородцев с великими князьями Ярославом Ярославичем (1270 г.) и Михаилом Ярославичем (1316 г.) вожане упоминаются в составе "всей волости новгородской" [НПЛ, 1950. с.89, 95]. Под 1338 г. летописью зафиксирован и термин "Вотская земля" (там же, с.349]. Вопрос о локализации и границах Вотсской (Водской) земли имеет немаловажное значение для выявления территории расселения средневековой води. Письменные источники не содержат прямых сведений о рубежах этой территориальной единицы. Определение последних в значительной степени базируется на данных писцовых книг конца XV-XVI вв., составленных по инициативе московского правительства после присоединения Новгорода к Москве [Переписная окладная книга, 1851; Новгородские писцовые книга, 1868; Неволнн К.А., 1853]. Но в этом важнейшем виде источников перечисление и локализация погостов, формирование многих из которых, несомненно, относится к эпохе новгородской независимости, приведено уже не в рамках былых "земель" и "сотен", а в пределах новообразованных уездов; в ряде случаев границы уездов разрезают территории старых погостов, иногда в их состав включаются погосты, явно не составлявшие в предшествующее время определенного единства. Данное обстоятельство затрудняет попытки ретро спективного вычленения погостов, входивших в состав новгородской Водской земли и определение ее ареала.

В исгорико-географическом исследовании А.Н.Насонова территория последней очерчивается следующим образом: на западе Водская земля граничила с Лужской "волостью", на северо-востоке - с Ижорской землей; в южном направлении она, возможно, доходила до Новгорода и включала Климецко-Тесовский и Егорьсвско-Лужский погосты Новгородского уезда. Погосты Водской пятины, располагавшиеся к западу от нижней Луги, в состав Водской земли не входили. Эго заключение находит подтверждение в летописном извести 1338 г. о том, что немцы приходили "воеват на Толдогу и оттоле хотяху на Вотскую землю"; Никольский Толдожский погост "в чуди", оказывающийся за пределами Водской земли, по данным писцовых книг, занимал довольно обширный участок между нижним течением Луги и р.Систой [Насонов А.Н.. 1951. с.120-121]2.( o Границы погостов Водской пятины реконструируются на основе исследования Тихомирова (Сергия) |1905| с некоторыми уточнениями; границы погостов Шелонской пятины приводятся по А.М.Андрияшеву (1914).)

По мнению А.В.Кузы, нижнее течение Луги также не включалось ни в Водскую землю, ни в Лужскую "волость". Автор полагает, что "Толдожский погост в устье Луги и примыкавший к нему с востока Каргальский погост и размешавшийся северо-восточнее г.Ямы Ополецкий погост относились к "чуди" - особому экстерриториальному образованию, граничившему с Водской землей [1975, с.180|.

Несколько иначе определяет границы Водской земли И.П.Шаскольский. Он считает, что "территория води точно ограничена с запада р.Наровой, с востока р.Стрелкой у современного г.Стрельна" [1979, с.46], то есть полностью включала западную часть Водской пятины и Ивангородский уезд Шелонской пятины рубежа ХV-ХVI вв.

Исходя из существующих историко-географических разработок, подкрепленных дополнительным анализом письменных источников и картографической локализацией селений 1500 г., можно заключить, что в Водскую землю входила фактически вся Ижорская возвышенность, являвшаяся в средневековую эпоху основной житницей Великого Новгорода. На севере она предположительно доходила до побережья Финского залива, на востоке граничила с Ижорской землей (порубежье с последней проходило по рекам Стрелке и Оредежу)1. Территорию, относящуюся к Лужской волости, определить по историческим данным не представляется возможным, но, по-видимому, она охватывала лишь прибрежную полосу Луги, не распространяясь вглубь самой возвышенности. Наиболее сложным и. вместе с тем, представляющим особую значимость для целей нашего исследования, является вопрос о западной границе Водской земли. Письменное сообщение 1338 г. о 'Толдоге", несомненно, фиксирует особый статус одного из древних новгородских погостов, относящихся не к рассматриваемой административной единице Новгородского государства, а к "Чуди". Есть основания полагать, что и второй погост, имевший дополнительное наименование "в Чюди" - Воздвиженский Опольский (Ополецкий) - также не входил в Водскую землю. Что же касается Каргальского погоста, то полностью исключать его из Водской земли мы не можем, так как именно в его восточной части с XIII в. оформился военно-административный центр всей области - город-крепость Копорье. По-видимому, Каргальский погост являлся относительно поздним новообразованием, сложившимся на основе предшествующего "погоста в Копорьи". но значительно расширившимся в западном направлении. Исходя из наблюдающихся различий в почвенно-географическом поло жении "чудских" погостов и более восточных погостов реконструируемой Водской земли, а также некоторых данных исторической ономастики, которые будут рассмотрены ниже, наиболее вероятной границей последней с "Чудской" областью представ ляется рубеж по р.Систе и ее притоку Суме; такое предположение в целом согласуется с выводами А.Н.Насонова и А.В.Кузы.

Очерченная на основе средневековых письменных источников территория Водской земли и должна была составлять основную зону расселения летопис ной води; по крайней мере, это единственный достоверный регион, название которого восходит к этнониму этого иноязычного федерата Великого Новгорода. Источники ХV-ХVI вв. уже не содержат сведений о "води" или "вожанах". однако сохранение в рассматриваемом регионе определенного финно-угорского массива документировано неодно кратными упоминаниями "чуди", обитавшей в западной части Водской пятины. В этом отношении особый интерес представляют посыльные грамоты новгородских архиепископов Макария (1534. 1535 гг.) и Феодосия (1548 г.) об искоренении остатков язычества на севере Новгородской земли (Дополнения, 1846, с. 27-30; ПСРЛ, 1851. т.V. с.73-74; Кеппен П.И., 1851, с.114-115). В них приведены ценные данные о дохристианских верованиях, обрядах и обычаях, сохранявшихся и поддерживавшихся языческими жрецами - "чудскими арбуями" у населения ряда погостов Водской пятины, а также "в Чюди, и в Ижоре, и в Кореле"; финно-угорская подоснова многих из указанных в посланиях традиций не вызывает сомнений.








Hosted by uCoz