Начальная страница

Водский музей

Экспонаты

Водский язык

Водский проект

Библиотека

Гостевая книга


English Eesti Suomi Русский


New votic site vatland.ru

Т.Ефимова, История д.ЛУЖИЦЫ, 2004

д.Лужицы, 1943

Деревня Лужицы /местное название Луутса / расположена на побережье Лужской губы Финского залива. Входит в состав Усть-Лужского округа Кингисеппского района Ленинградской области. В настоящее время Лужицы являются последней деревней компактного проживания води (самоназвание - "ваддялайзет") - коренного народа Ленинградской области.
Первое упоминание о деревне Лужицы содержится в переписной оброчной книге Водской пятины 1500 года. "Погост Николской Толдуской в Чюди. А церковь того погоста в великого князя волости в дворцовой в Казимировской в Котле. В Толдожском же погосте великого князя волости Яковльския Губина, была дворцовая, а придал ту волость князь великий наместнику Ямскому с оброком.
Д.Лужыци, на усть Луги, у моря: дв. Тимошка Федков, дв. Микитка Осташов, дв. Осташко Федков, сеют ржи 11 коробей, а сена косят 80 копен, 3 обжы; а старого доходу шло оброком деньгами 4 гривны; а ключнику лопатка боранья, сыр, горсть лну.
В деревне в Лужыцах в дворцовой в Офимьинской Горошковы на Яковльской половине: дв. Микитка да Давыдка Степановы, дв. Федко Тошшуев, сеют ржы 4 коробьи, а сена косят 20 копен, обжа; а старого доходу шло за весь доход оброком 7 денег."

После захвата части русских земель шведами в 1617 г. и образования шведской провинции "Ингерманландия" деревня Лужицы продолжает существовать с постоянным основным составом населения и входит в Копорский лен. Деревней владеют Hans Brоkkell и Максим Кар-повский. "Издавна" в деревне живут: Максимко Богданов, Кириллка Богданов, Васка Иванов с сыном и бобыли: Степанко Фенков, Павелко.

При геометрическом разделении Копорского лена, как оно было произведено при Генеральной земельной ревизии в Ингерманландии 1677-1678 гг., часть 3, указаны: дв. Микале Кирилов, (имя неразборчиво) Васильев, Фёдор Максимов.

После окончания Северной войны активно проводится реформа обрусения Ингерманландии, начатая Петром 1 и подтвержденная Екатериной 1. Согласно реформе помещик получал жалованную дачу при условии поселения на ней русских семей, а "Чухонь, Латышей и других, которые достались от Шведского владения, переписать и разделить всем, исчисляя каждому по пропорции [жалованной ему] дачи." Таким же образом повелевалось причислять чухонь, латышей и прочих и к землям, найденным излишними и отписанным на Государя, а помещикам их не отдавать. Способ распределения старожилов был Высочайше утвержден с тем, что на 1 русский двор полагалось 2 души мужского пола местного населения. "Земли розданныя, и русскими крестьянами исправно населенныя" дозволялось продавать. В 1737 г. деревней Лужицы владеет Василий Михаилович Глебов /Хлебов/, с 1738 г. - Федор Иванович Воклемишев, с начала 1800 г. - Анна Молкерова, в 1810 - Павел Исаакович Плесковский /Плевсковский/.

Проведение реформы способствует образованию новых деревень по соседству с д.Лужицы: д.Глинки - владетельная, д.Верхние Лужицы - дворцовая. Остаётся загадкой д.Лужица в том месте, которое мы называем "Лушки". В 1860 году при обмежевании земель помещика Ф.В.Шредерс она уже не входит в помещичьи владения, хотя место определено, как "дачи деревни, что ныне пустошь Лужица, владения полковника В.Ф.Шредерс". Куда она исчезла, можно только догадываться. Сохранившаяся в деревне легенда о том, что д.Нижние Лужицы произошла от пяти русских семей, привезённых барином из Тульской губернии, похоже, отражает реальные события 18 века. Вполне возможно, что д.Глинки была привозной русской, а Верхние Лужицы - это излишки местного населения в д.Лужицы, переселённые на казенные земли. Подтверждением тому может служить прозвище "тульский", которое употреблялось в деревне в смысле "легкомысленный" (свидетельство Трофимовой А.И. 1932 г.р.), Терентьев А.П. 1932 г.р., уверенно называя себя ваддялайн, тем не менее помнит о том, что у них "есть какие-то тульские корни", а Степанова Ивана Михайловича с прозвищем Натол Ванька "так и звали всю жизнь "тульским мужиком". В 1827 г. по двум купчим крепостям от Натальи Исаковой и надворного советника П.И.Плевсковского имение "Лужицы" приобретает Наталья Михаиловна Пефт. В 1832 г. она покупает третью купчую крепость от Елены Ивановны жены Митрофановой. В состав имения входят: мыза "Лужицы" [местное название "Савиоя" - Глиняный ручей], д.Глинки [местное название "Савиэтсса"], д.Лужицы, мыза Пески с д.Пески [местное название "Ливчюля" - Песчаная деревня]. Всего дворовых людей и крестьян - 120 душ мужского пола.

10 декабря 1861 г. крестьяне д.Глинки: Михаил Степанов, Никон Никифоров, Дмитрий Никифоров, Иван Пименов, Терентий Фомин, Ефим Миронов, Кирилл Сергеев подпишут Акт о переписи /переселении/ дворов д.Глинки в д.Лужицы. Срок переписи /переселения/ определен до осени 1864 г. В д.Лужицы образуются два конца: Лужицкий конец /местное название "Луутсаэтсса"/ и Глиняный конец /местное название "Савиэтсса"/ Позднее Лужицкий конец разделится на Козий конец /местное название "Китцээтсса"/ и Прогонный конец /местное название "Прогонэтсса"/. С этого времени за деревней Лужицы закрепляется название "Нижние Лужицы". C 23 апреля 1862 г., согласно Уставной Грамоте, трехдневная барщина заменена оброком в 10 рублей с душевого надела. Число душевых наделов в д.Лужицы - 69 /Лужицы - 49, Глинки - 20/. Душевой надел составил 4 десятины 200 кв.сажень (примерно 4,4 га) Срок погаше- ния выкупной ссуды - 49 лет. "За исправное отбывание установленных повинностей ответствует круговой порукой все общество.

Скудная лужицкая земля не дает хороших урожаев, недостаточно выпасов для скота, поэтому в Лужицах начинают активно развиваться промыслы: рыболовство, судостроение, торговля [из 44 хозяйств в 1897 г. 2 хозяйства занимаются исключительно промыслами, 40 хозяйств - сельским хозяйством и промыслами] Увеличивается численность населения. Если в 1860 г. в деревнях Лужицы и Глинки было 18 дворов, 122 чел. /Лужицы - 14 дв.,44 муж., 33 жен.; Глинки - 4 дв., 23 муж., 22 жен./, то в 1897-1899 г.г. в д.Лужицы - 44 двора и 280 чел. /141 муж., 139 жен./. Растет благосостояние жителей. В 1884 г. крестьяне д.Лужицы Иван и Афанасий Яковлевы покупают мызу "Краколье" стоимостью 23500 рублей. По данным переписи 1897-1899 г. на 44 хозяйства приходится 38 рабочих лошадей, 78 ед. крупного рогатого скота, 13 ед. молодняка, 25 телят, 159 овец, 46 свиней; скоп навоза составлял 76 пудов. Для обработки земли используются 39 сох, 3 бороны, 129 окучников. Выращивают лужицкие крестьяне рожь, ячмень, картофель, кормовые растения. 38 хозяйств для обработки зерна имеют молотилки. 10 хозяйств имеют сады, в которых растут яблони, вишни, крыжовник, смородина.

В начале 20 века в деревне торгуют 2 частные продуктовые лавки: Михеевой Матрены и Ильи Исаева, Иво Павел открывает чайную, Пётр "Скоробогатый" на паях с Якко Семона и Ильёй Ларионовым строят коптильню. Копчёную салаку выгодно продают в Петербурге, а на вырученные деньги закупают городские ткани. В 1912 г. Агафон Гаурила строит дом из привозного петербургского кирпича. По макетам судовых мастеров Платона Архипе и его сына Архипе Олексе строят двухмачтовые парусники Якко Семона /Антонов Семен Яковлевич/, Иво Павела Нико /Иванов Николай Павлович/, Ефрема Коля, Илья Исаев, Самули Ондре, Ондрю Олю /Егоров Андрей Алексеевич/, Курапцевы, Кузьма Петров. Судовщики везут в Петербург шверок (чурбаки в размер дров), щебень, камень, песок. Митё Елё /Меркулов Елисей Дмитревич/ 1898 г.р. в течение 4-х лет обучается портняжьему ремеслу в городе Нарве, песоцкий Леонтьев Степан Тихонович заканчивает курсы на звание закройщика в Санкт-Петербурге. Зимой вся деревня выходит на подлёдный лов салаки, которую тут же перепродают перекупщикам. Семья эстонца кузнеца Виттонг Михаила Яковлевича 1852 г.р. /местное прозвище "сеппя"/ обеспечивает деревню железными изделиями.

Все дети школьного возраста учатся. Из взрослых грамотных - 52 человека. С 1910 г. в лужицкой школе преподаёт свой учитель - Алексей Константинович Иванов 1890 г.р., который "окончил маленькую и большую школу, потом пошёл учиться на учительских курсах, там учился два года и стал учителем." В 1928 г. его учительский стаж был 16 лет. Никто из детей не знает русского языка, русскому языку обучаются в школе.

В 1848 г. П.Кёппен вносит д.Лужицы в "Список селений обитаемых Водью /Watialaine/ или так называемой Чудьею". В исповедных росписях церкви Святителя Чудотворца Николая с.Сойкино 1856 г. в разделе "какого племени прихожане?" указано - "ижоряне".

Первая Всероссийская Перепись населения 1897-1899 г. определяет в д.Лужицы: "Народность приписного населения - финская. Всего 286 человек вместе с отсутствующим приписным".

В 1926 г. Д.Золотарёв указывает деревни Н.Лужицы, Пески, Краколье опять в числе водских. Очевидно несоответствие данных чиновников и исследователей.

Такая разноголосица сведений о национальности - результат непризнания води, как малого народа Российского государства, в отличии от ижор, которые определены как "ижеряне" в Указах Анны Иоановны уже в 1732 г.

Тем не менее, до настоящего времени в деревне сохраняется:
с а м о н а з в а н и е "ваддя", "ваддялайсет", "ваддьдялайн" и в о д с к и й я з ы к, носителями которого являются: Нестеров Н.Ф. 1921 г.р., Нестеров А.Ф. 1923 г.р., Агафонов И.М. 1932 г.р., Ефимов А.К. 1936 г.р., Георгиев И.Г. 1928 г.р., Филиппов В.С., Прокопенко Т.Ф., Суссол Т.И. и др. Несмотря на то, что на рубеже 19 и 20 веков в деревню пришло много сойкинских невест, говорящих на ижорском языке, в лужицких семьях сохранялось двуязычие; с матерью дети говорили на ижорском языке, с отцом - на водском. Это способствовало сохранению водского языка до настоящего времени.
в о д с к а я т о п о н и м и к а в названиях деревень: Лужицы - Л у у т с а, Пески - Л и в а ч ю л я , Верхние Лужицы - Р и с у м я /иж. Р ю с ю м я /, Краколье -
Й ы г ы п е р я, Межники - Р а я , Усть-Луга - Л а у к а а - с у у и др.
дорог: т а л в и т е е - зимняя дорога, м а а т е е - земляная дорога и др. покосов: с о м е р и н и т т ю - галечный покос, г р е й в и - графский, т а л в и т е е н и т т ю - покос на зимней дороге, в а л к а н ы м м и - белый бор,
х а б и н и т т ю - осиновый покос и т.д.
рек и ручьёв: р.Лужица - С а в и о я - Глиняный ручей, который впадает в Т ы р в а й о к и /Смоляная речка/, она же р.Краколка, ручей С ы с ы р ы я или С ы с а р о я - Сестра-ручей, К ы р к а а о я - Звонкий ручей и др.
болот: С у у р с о о - Большое болото, У л ё с о о - Улино болото, Ч ы р п ы с о о - Блошинное болото и др.
в о д с к и е и м е н а: Т а д д и н /рус. Татьяна/, К и к о и
К и г о р и /рус. Григорий/, С а в о /рус. Севастьян/,
О к у /рус. Агафья/, Х о у р а /рус. Февронья/, Г а в о /рус. Гаврила/, О у д е /рус. Евдокия/, Фукол, Отю, Ёку /русских соответствий не найдено/ и др . Традиционно используется двойное имя (иногда тройное), состоящее из имени отца плюс имя собственное: Ф и л и п п а М и к о, К и р и л л а О н д р е, С а в о М а р ф а и т.д. или
О м е л я И л я О к у .
Если дети воспитываются без отца, первым употребляется имя матери: К а т ю В а н я, О л ю О л ё. Невестка, живущая вдовой в доме свёкра, впереди имеет его имя: Л у к о М а ш а.

До войны каждый дом имел своё название: К р а п п у С е м о н а , Т а р о О р т ю , К р о н н и Н и к о н а , Т е п т о И в о , Ю л к о М и х а л к а и др. и свой семейный знак / тало-мерккит/.

Каждый житель имел прозвище. Прозвища давали за отличительную особенность внешности: в а л к о п я я - белая голова, л у й с к о н е н я - нос-брусок, ч и к к е р и п я я - кудрявая голова, к р о н н и - ворон, за особенность характера : р а у т т а - железный, р е ч ч а - горький, т а к а д у м а - задний ум и т.д..

Прозвища имели и все соседние деревни: Л у у т с а л у т и к к а т - лужицкие клопы, Л и в ч ю л я л и т и к к а т - песоцкие букашки, Р ю с ю м я р ю д и т - верхнелужицкие (белые) балахоны, Й ы г ы п е р я б о м б о - кракольские жуки и т.д.

Все жители д. Лужицы были православными. Главными праздниками деревни являлись: Пядря или Педро / Петров день /, который праздновали 29 июня (=12июля ) и Талви - Миккула / Зимняя Никола / 6 декабря (19 декабря). В эти дни в православной часовне (время постройки - конец 19 века ) в центре деревни проходила служба. Накануне праздников варили пиво. Приходили родственники из других деревень. Посреди деревни на мосту устраивали танцы.Лучшим гармонистом на деревенских праздниках был Ефима Никон Костя / Ефимов Константин Никонович 1907г.р./ Любимым танцем на праздниках была ''кадриль''. После Пядря / рус.Петрова дня/ начинали делить покосы. Также широко праздновались: Яянипяйвя /рус. Иванов день/- 29 июня (=7июля), Покрова /рус. Покров / -1 (14 октября ), Лийкупяйвя /рус. Масленница /, Энипяйвя / рус. Пасха /, Юрчи /рус.Егорьев день/- 23 апреля =( 6 мая ), Ильинская пятница и Илья -20 июля ( 2 августа ). Христианские традиции тесно соседствовали с языческими, например: гадания в Иванов день, встреча солнца в Пасху, хождение к камню в Петров день, обряды по защите скота в Егорьев день и т.д. Праздники всегда праздновали вскладчину. В 1733-1734г.г.Ведомство Православного Исповедания Российской империи принимает ряд постановлений и распоряжений об учинении наказания крестьян д.д. Лужицы и Пески'' за совершаемые ими суеверные обряды''. Речь идёт о том, что ''деревни Лужицъ Дементий да Семенъ Климентьевы съ товарыщи и все крестьяне въ прошлыхъ годехъ, имевшемуся тогда при той деревне кресту, который огороженъ былъ вересовымъ стоячимъ кольем, праздновали в день святого пророка Илии, и у тоя огородки били барана, а иногда и быка, и пиво брашинное повсягодно варили, и тутъ же ели и пили, и приходя в ту огородку въ половину дня, и засветя свечи передъ крестом, и иконе, которая тогда стояла у того креста, всегда молились, и пивом на тот крестъ поливали, и отъ приношаемого ястия по куску клалъ один крестьянин Тарасъ Юрьевъ'' Тотже обряд совершали в день архангела Михаила у другого креста,огороженного обрубом, подле двора Никиты Афанасьева,а в Филипповы заговенья (14 ноября) дети от 4 до 10 лет приносили дикому камню в р. Лужице голову петуха в жертву, а петуха, сварив, ели.На допросах крестьяне показывали, что делали они это ''по старому обыкновению как делали деды и отцы ихъ изстари''. На Успенье Пресвятой Богородицы и Петров день ходили лужицкие в д. Пески, где имелась'' часовня деревянная,построенная безъ указу'',приносили сыр, масло, пироги и пиво, молились и приносимое ели и пили".При народном собрании всё мужское население д.д. Лужицы и Пески было выпорото плетьми, а кресты и часовня уничтожены. Иконы же переданы Сойкинской церкви. Святой Илья так и остался одним из самых почитаемых святых и позднее на этот праздник жители обеих деревень обязательно ходили в Ильешу, где не только у Ильи, но и у Параскевы Пятницы просили защиты домашнему очагу; своей семье и скоту.

Самым ярким деревенским праздником была''пулмад'' - свадьба которой прешествовали: ''косси'' /рус. сватовство/ за две недели до свадьбы и '' тубакад '' за неделю до свадьбы. Пулмад - это череда обрядов, в которых мудрость и опыт старших поколении передается молодой семье тактично, с большой любовью и замечательным чувством юмора. Таковы обряды: выпекание ''курси''- свадебного хлеба, обрезание волос молодой, питье пива в четыре руки, вождение молодой к колодцу, оригинальная раздача подарков и просмотр приданного и т. д. Сопровождали свадьбы песенные артели. В состав последней артели, поющей ещё в конце 70-х годов 20 века входили: Дуня Трофимова(1908г.р.), Дуня Филиппова(1909г.р.), Феня Петрова(1908г.р)., Маша Виттонг(1915г.р.). Трофимова Евдокия Алексеевна известна, как исполнительница прекрасной свадебной водской песни '' Откройте Вирусские ворота'' в обработке эстонского саксофониста Лембита Саарсал, имеющего водские корни в д. Пески.

Политические события 20 века внесли радикальные перемены в жизнь деревни. Революционные идеи не находили поддержки среди основной массы населения. Обвиненные в умышленном поджогедома, арестованы в 1909г. по ложному обвинению Платонов Семён и Нестеров Алексей. В этом же году 5 лужицких семей уезжают в Сибирь осваивать новые земли : Меркулов К .Д., Степанов И .М., Емельянов Илья., Миронов И .К., Юдин И.В., Через несколько лет 4 семьи вернулись. Где-то на Амуре осталась семья Миронова Ивана Кирилловича.

Первая Мировая война 1914 г. увела из деревни 5 молодых парней : Матвеева А., Ануфриева Б.Ф.,Ануфриева К.Ф, Лукина С.С, Трофимова А.С. После 7-летнего плена совершенно больной вернулся один - Ануфриев Кирилл Филиппович,1890г.р. Гражданская война, начавшаяся в 1918г. привела к тому, что соседи по улице оказались ''по разные стороны баррикад ''Так братья Васильевы: Макар и Кузьма были демобилизованы и ушли с белогвардейским отрядом,который стоял в деревне летом 1919г. А осенью того же года в деревню войдёт отряд красногвардейцев (командир Гаврилов П. ур. д. Вистино) с разведчиком Нестеровым Андреем. 1923-1925г. жители деревень выезжают на хутора. Вблизи деревни, совместно с песоцкими дворами, образуются хуторские поселения: ''Средние Лужицы''-7 дворов, ''Хутор Степана Лукича ''- 2 двора,''Лушки''- 3 двора, '' Хутор Ягодниковых''-2 двора, ''Куру''-5 дворов,'' Ахери'',что ныне ''Зелёная улица'' д.Лужицы -5 дворов,''Хутор Антоновых'' Хуторян предупреждали: ''стройтесь на колёсах'', - не поверили.

1 января 1930 года в д.Лужицы образуется ''Рыбацкое поселковое общество'', которое 1 апреля 1931 года преобразуется в колхоз ''Лужицы''. Председатель правления колхоза: Нестеров А. К. Вожанин Нестеров Андрей Кириллович 1901 г.р. за период Советской власти пройдёт путь от батрака до инспектора производственным сектором по Финскому заливу (1936-39г.) директора МРС (машинно-рыболовной станции) Новоладожской (1942г.), Курголовс-кой МРС с 1945г. В Анкете вступающего кандидатом в чпены ВКПб в 1940г. укажет национальность: р у с с к и й, родной язык:р у с с к и й .

Несмотря на то, что все парусники были конфискованы, а сами судовщики вошли в колхоз, в 1934 году все они были репрессированы. Главы семей пропали без вести, семьи отправлены в Казахстан и Мурманскую область. Имущество судовщиков конфисковано или продано с аукциона. В доме Егоровых устроен клуб, в доме Исаевых - детские ясли.Уйти от репрессий удалось Антонову С. Я. и Самуйлову Андрею (хотя судьба последнего до сих пор не известна) По указанию НКВД от наркома внутренних дел Г.Ягоды от 25 марта 1935 г.''по очистке приграничной полосы Ленобласти и Карелии от кулаков и антисоветских элементов в порядке репрессий'' в деревне Лужицы в 1937 г. репрессировано 9 хозяев: рыбак Лукин М.С.1899г.р.(осталось 4 малолетних детей и беременная жена), рыбак Филиппов С . И. 1912г.р.(осталось 8 детей), рыбак Лукин Е.И.1896г.р.(осталось 8 детей ),рыбак Васильев С.И.1902г.р. (осталось 2 детей ), Иванов З.А. (4 детей), Ануфриев И.Ф. (4детей ), Виттонг П М , Васильев А.И., Ануфриев П.Ф.(4детей). Через 5 лет вернётся Филиппов С.И., остальные будут реабилитированы посмертно после смерти Сталина.

В 1939г. все хуторяне возвращены, заселив пустошь между деревнями Пески и Лужицы. В этом же году началась Финская война, в которой деревня потеряла 6 человек.: Агафонов М.Г.1902г.р.(3 детей), Ануфриев П.Л.1914г.р.(2 детей), Петров М.К.1905г.р.(3 детей), Терентьев Е. П.1910г.р.(не женат), Нестеров Н.А.1902г.р.(2 детей),Ефимов И. Н.1903г.р. после возвращения из плена взят Органами Госбезопасности и, после соответствующей обработки, совсем больной отдан сестре Оксенье,где вскоре умер(3 детей).

Трагические последствия Великой Отечественной войны и последующие за ней события повлекут за собой разрушение вековых традиций водской деревни .На фронте погибло 17 мужчин: Васильев Н.Ф., Васильев П.Ф, Юдин И.Ф1915г.р., Меркулов В.И.,1921г.р. Меркулов Н.И. 1921г.р., Меркулов С.И.1903г.р., Миронов П.А., Антонов В.С.1921г.р., Петров А.И.1921г.р., Ануфриев М.П. 1920г.р., Ануфриев Г.П.1914г.р., Ануфриев П.И.1920г.р., Ануфриев Н.Т.1919г.р., Кириллов В.Ф.1911г.р., Лукин Н.И. 1903г.р., Трофимов Н.Ф.1910г.р. Царьков А.Я.. Убито во время бомбежки в деревне 3 человека : Жуков Р.Ф.,Семёнова У.А., Царькова О.Я.

С августа 1941 года деревня оказалась в оккупации, а в декабре 1943 года всё население деревни в 330 человек отправлено в эстонский лагерь ''Клоога'', затем в Финляндию в качестве рабочей силы. После вывоза жителей деревню немцы подожгли. За исключением нескольких домов, выгорели Козий и Глиняный концы.

19 сентября 1944 г. в Москве глава финляндской делегации К. Энкель и А. Жданов подписали соглашение о перемирии. Этот документ обязал Финляндию, наряду с многими другими требованиями, возвратить на Родину союзных военнопленных и граждан СССР. В Финляндии лужицких предупреждали, что на родину их не пустят, а повезут в ссылку, но они не верили, говоря ''ома маа мансикка, вээрас маа мусикка''(своя земля -земляника, чужая земля- черника) и..... минуя родину, ехали в принудительном порядке в Ярославскую,К алининскую, Псковскую области. Въезд в родную деревню для всех был закрыт 38 статьёй УК СССР по национальному признаку, что так же запрещало занимать руководящие должности и поступать в ВУЗ. После войны, несмотря на запрет, семьи стали возвращаться на родину.

7 мая 1947 года появилось постанавление Совета Министров СССР за №5211, которым запрещалось проживание в Ленобласти ингерманландцам и другим лицам финской национальности, удалённым из Ленинграда и Ленобласти во время Отечественной войны в порядке принудительной эвакуации и репатриированным из Финляндии. В соответствии с этим постановлением 13 мая 1947 года Исполком Ленобласти принял решение ''Об удалении из Ленобласти лиц финской национальности и ингерманландцев''. Исключение лишь дела- лось для участников Финской и Отечественной войны имевших правительственные награды и членов их семей.

После смерти Сталина в 1953году последовала реабилитация репрессированных народов и в 1954 году была снята 38-я статья, въезд на родину был разрешён. Но в 1958 году ОВД вновь вводят ограничение по прописке. Ситуация усугублялась ещё и тем, что возвращаться было некуда, потому что родные дома сгорели.

В итоге в 1960 году из депортированных в Финляндию вернулось в деревню Лужицы только около 1/3 части населения. Остальные осели в деревнях Кингисеппского района: Фёдоровке, Алексеевке, Лесобирже и др., Ивангороде и др., в Эстонии.После репрессий и войн без отцов в деревне Лужицы осталось более 80 детей. Гибель большого колличества мужчин-носителей водского языка привело к тому, что в деревне стала преобладать ижерская речь.

22.12.1970 года вышло решение Ленинградского областного Совета за №572 ''как фактически слившиеся,объединить в один населённый пункт деревню Пески и деревню Лужицы и впредь именовать как деревня Лужицы''. В 2001 г. постоянно прописанного населения в объединённой деревне числилось 72 человека (для сравнения: в Финляндию в 1943 году из двух деревень Пески и Лужицы вывезено 550 человек води. /Книга Памяти '95. Кингисепп. 1995 г./

Уникальность водской деревни Лужицы в полной мере была оценена эстонским ученым , академиком Паулем Аристе. Первая экспедиция в д.Лужицы с его участием состоялась в 1942году. Вернется к работе в деревне только в начале 60-х. С этого времени экспедиции П. Аристе в д. Лужицы-Пески будут постоянными в течении длительного времени, а после его смерти продолжены его учениками и последователями, такими как Хейнике Хейнсоо, Эрго Вястрик, Мадис Арукаск, Тайсто Раудолайнен, Энн и Тийу Эрнитс и др. Информантами П. Аристе станут коренные лужане-ваддя: Огру Нестерова 1879г.р., Мико Пименов 1890г.р., Дуня Трофимова 1908г.р., Натю Лукина 1896г.р.Матё Агафонова 1907г.р.,Мария Царькова 1883г.р.,Алексей Дмитриев1882г.р.,Татьяна Ануфриева1885г.р.и др. и коренные песоцкие ваддя :Кико Георгиев 1892г.р., Костя Леонтьев 1908г.р., Настя Андреева 1910г.р.,Ольга Дорохина/Леонтьева/ 1908г.р.и др. Их рассказы о жизни, сказки, пословицы, песни вошли в такие книги П.Аристе, как ''Быт води от рождения до смерти''.Таллинн 1974г.,''Водские песни и их язык'' Таллинн 1986г.,''Водские предания'' Таллин1977г.,''Водские сказки'' Таллинн 1962г.,''Водские рассказы'' Таллинн1982г.,''Водские загадки'' Таллинн 1979г. и др.

Изучением водской культуры занимались Вайна Мялк, Юлиус Мягистэ,Тююйни Вахтер, Игорь Тынурист и другие. У води богатое наследие, но вся литература на зстонском, немецком, финском языках и требует перевода и изучения.

В настоящее время работа по сохранению, изучению и развитию водской культуры д. Лужицы продолжается. Четыре года в деревне действовал Водский музей, который был уничтожен в результате поджога 7 сентября 2002 года. В настоящее время ведутся работы по его восстановлению. С 2000 года в деревне проводится водский праздник ''Лужицкая складчина''. Оказывается всевозможная помощь всем энтузиастам-исследователям , заинтересованным в сохранении и восстановлении самобытной водской культуры.

В подготовке материала по истории деревни Лужицы бесценную помощь оказала коренная жительница деревни, обладающая уникальной памятью на события и имена, ваддя - Юдина Анна Алексеевна (1906г.р.-2002г.с.), а также заведующий фольклорным архивом Литературного музея города Тарту Эрго Вястрик, общество Фенно-Угрия, жители деревни Лужицы, сотрудники Кингисеппского краеведческого музея и Центральной библиотеки г. Кингисеппа.

Т. Ефимова.

Использованная литература:

1.Новгородские писцовые книги 1500 года.т.3. С.П.б.стр.905,910.
2.Jordeboker ofver Ingermanland.СПб1859-1862г.г. 1 и2 тетради.
3.РГВА. ф.846.оп.16.д.18340.
4.П.Кепппен."Водь в С.Петербургской губернии.СПб1851г.
5.ЦГИА.Архивная справка №195 от28 03.03.
6.ЦГИА."Выкупное дело" ф.190.оп2.д.219.
7.ЦГИА"Геометрический специальный план С.Петербургской губернии Ямбургского уезда мызы Лужицы с д. Глинкой и Лужицей,владения отставного полковника Ф.В.Шредерс. ф.262.оп95.д.222.
8.P.Ariste."Wadja muistendeid". Tallinn.l.31-32.
9. Абрамов В.В."Ямбург и Ямбургский уезд по страницам газеты "Гдовско-Ямбургский листок 1872-1873г.г."" СПб.1996 г.
10..Первая Всероссийская перепись населения 1897-1899 г.г.
11.ЦГИА. О разделе недвижимого имущества между крестьянами д. Нижние Лужицы Иваном Яковлевым,Анной Дмитриевной Яковлевой и её малолетней дочерью Марией Афанасьевной Яковлевой. ф. 258. оп. 2. д.1072.
12.Материалы Водского музея д. Лужицы.
13.Я.Я.Ленсу."Материалы по говорам води." Л.1930г..
14.Д.Золотарёв ."У ижор". Труды Ленинградского общества изучения местного края. т.1.под ред. Б.А.Федченко. Л.1927 г. стр.142.
15.Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного Исповедания Российской Империи 1733-1734г.г.т.8 СПб.1898 г.
16.П.Аристэ. "Быт води от рождения до смерти" на эстонском языке.Таллинн.1974 г.
17.Материалы семейного архива Савельевой З А.
18.Л.А.Гильди."Расстрелы,ссылки,мучения"СПб1996 г.
19.Книга Памяти 95.Кингисепп.1995 год.

Примечания:
ключник-слуга,ведающий продовольственными запасами имения,дома, хранитель ключей.
гривна-денежная и весовая еденица вДревней Руси -серебрянный слиток весом около полуфунта ( примерно-205 грамм)
деньга- старая русская монета в полкопейки.
обжа-"обжа Новгородская,один человек на одной лошади оретъ"
десятина=2400 кв. сажень или 1.09 га.
бобыль-одинокий крестьянин -бедняк,обычно безземельный.
Литература:С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова "Толковый словарь русского языка". П Кеппен.Водь в С.Петербургской губернии СПб.1851 г.
Hosted by uCoz