|
Е.Кузнецова, Сундук "kirstu"
|
Предположительно начиная с 19 в. среди народов Прибалтики одним из самых распространенных предметов крестьянской меблировки стал сундук. У сельского населения Юго-Восточной Прибалтики исследователи отмечают два типа сундуков: наиболее архаичной столбовой конструкции (kirst) и более новой – угловой, ящикообразные лари с выпуклой крышкой – кофр (kohver). Для сундуков «kirst» характерной является столбовая (стоечная) конструкция, при которой четыре угловых столба соединялись между собой досками, образуя каркас, а их нижние концы являлись ножками изделия. Стенки кофров, как и сундуков столбовой конструкции могли быть параллельными или сужались книзу. Большинство эстонских сундуков имеет выпуклую крышку, иногда – двухскатная. Типы этих изделий вполне соответствуют общеевропейской традиции, где сундук являлся универсальным предметом мебели еще со времен средневековья. На территории Эстонии встречаются как не орнаментированные, так и декорированные различными способами – резьбой, выжиганием, росписью.
Наиболее популярной цветовой гаммой при окраске сундуков в Эстонии является красно-коричневая, коричневая, темно-синяя и черная. Подобные сундуки встречаются и у других прибалтийско-финских народов, например, сету. Есть фотография подобного сундука сер. 19 века из д.Березняки (Kahcizõõ) и в архиве Водского музея д.Лужицы. Сам сундук окрашен в красно-коричневый цвет, филенки – в черный.
На территории расселения водского народа, помимо этих двух типов сундуков распространенных в Юго-Восточной Прибалтике, раньше был широко распространен сундук иной, более архаичной конструкции. Подобная конструкция сундука не встречается у европейских народов, но зато встречается у народов финно-угорской группы. Его водское название - kirstu - родственное эстонскому «kirst». Такой сундук есть в экспозиции водского музея д.Лужицы. Экспонат был передан музею его владелицей, жительницей д. Лужицы (Luutsa), Ануфриевой Т.С. 1885 г.р. Этот сундук имеет конусообразную форму, его стенки, набранные из узких досок, чуть расширяются книзу. Крышка плоская. Стенки украшены узорами в виде кругов. Подобные сундуки издавна использовались для хранения приданого. Перед свадьбой в него клали куклу, изображающую невесту. «Мама делала куклу, прежнюю молодку» (19.07.1947, Matjo Gerassimova, Jõgõperä, "Vadja etnologiat II", P.Ariste, №46)
Существует легенда, объясняющая, почему вожане делали сундуки именно такой формы – чтобы в случае пожара его легко можно было выкатить из дома.
По поводу традиционных сундуков можно прочитать в материалах Н.Ф.Прытковой. Вот что мы узнаем из ее статьи "Одежда ижор и води":
"Наиболее старым типом хранилища одежды является круглая, стянутая обручами сосновая кадка на ножках, высотою 67 см. Вся кадка орнаментирована рядами врезанных кружков, диаметром 2см. В такие кадки складывалось прежде приданое невесты. Богатые невесты имели по несколько кадок. Изготовлялись кадки в дер. Валговицы (б. Котельской волости), где население и до сих пор занимается бондарством.
Преимуществом кадки-сундука перед громоздким сундуком обычного типа является то, что в случае пожара ее легко может выкатить на улицу один человек.
Способ хранения вещей в кадках-сундуках известен и у восточнофинских племен (мари и мордвы). В Белорусии мы находим сходной формы «кубел», в котором наряду с съестными припасами хранится и одежда.
Вторым типом сундука, появившимся после кадки и, затем, существовавшем наряду с нею, был «кирсту» (kirstu), деревянный очень глубокий сундук на ножках, прямоугольной формы, с выпуклой крышкой. Филенки сундука окрашивались в разные цвета. Аналогию кирсту мы имеем в типе эстонского сундука, носящем сходное название «кирст» (kirst) и вполне совпадающим с ним по форме.
Третьим типом сундука, считавшимся наиболее богатым, является деревянный сундук, окованный железом. Местом хранения сундуков служат обычно сени или амбары."
Источники:
О.А.Кондратьева. Крестьянские сундуки народов Юго-Восточной Прибалтики и общеевропейские традиции их изготовления. Финно-угры и их соседи: проблемы этнокультурного взаимодействия в Балтийском и Баренцевом регионах. СПб., 2002
Материалы водского музея д.Лужицы
Vadja etnologiat II, P.Ariste, №46, 1947
Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
|
|
|